6834
Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.
Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.
Что это такое?
Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.
Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.
Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.
Принцип лечения
Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.
Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:
- Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
- Формирования компенсирующего механизма.
- Положительного влияния на трофические процессы.
- Нормализации функциональных характеристик.
Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.
Итог
Миогимнастика является эффективным методом коррекции зубочелюстных аномалий. Она может применяться как самостоятельное лечение, в комплексе с аппаратным лечением и в качестве профилактического средства. Пока у ребенка молочные зубы не сменились постоянными, нужно решить вопрос с миотерапией.
После проведения полного курса гимнастических упражнений восстанавливается функция жевания, нормализуется тонус мышц лица, нижняя челюсть становится более подвижной. Помимо восстановления функциональности челюстно-лицевого отдела корректируется дикция, становится более четкой артикуляция.
Помните, что комплекс упражнений должен подобрать стоматолог-ортодонт на основании диагностики полости рта ребенка. Самостоятельно заниматься с малышом не рекомендуется.
Используемые источники:
- Аникиенко, А. А. Аппаратурное ортодонтическое лечение и его подчинение физиологическим законам раздражения / А.А. Аникиенко, Н.В. Панкратова, Л.С. Персин. — М.: Медицинское информационное агентство
- Андреищев, А. Р. Сочетанные зубочелюстно-лицевые аномалии и деформации / А.Р. Андреищев. — М.: ГЭОТАР-Медиа
- Каламкаров, Х. А. Ортопедическое лечение патологической стираемости твердых тканей зубов / Х.А. Каламкаров. — М.: Медицина
Показания и противопоказания
Показаниями для назначения миогимнастики являются:
- различные виды (дистальный, мезиальный и пр.) аномального прикуса I степени;
- неровное расположение коронок;
- гипотонус лицевых мышц;
- нарушение функционирования ВНЧС (миогимнастика Рокабадо);
- дисфункция круговых мышц рта и языка.
Миотерапия не может быть применена в ряде случаев:
- гипертрофия мышечного аппарата лица патологического характера;
- плохая подвижность сустава челюсти;
- аномальный прикус III степени;
- нарушения развития челюсти вследствие перенесенных общих заболеваний, например, рахита.
Как может применяться?
В зависимости от начального диагноза миотерапия может назначаться в качестве самостоятельной терапии либо сочетаться с другими методами коррекции.
Как правило, прикусы в сложной форме требуют комплексного лечения, и наряду с гимнастикой используется аппаратная коррекция с помощью съемных или несъемных ортодонтических устройств.
При слабовыраженных аномалиях в раннем детском возрасте бывает достаточно использовать одни лишь упражнения. Только при их неэффективности через 2 – 3 месяца проводится аппаратная коррекция.
Если гимнастика назначается для устранения миофункциональных привычек, то для выполнения упражнений часто используют специальные приспособления: вестибулярную пластину и металлический диск.
Кому подходит?
Данная методика в первую очередь направлена на лечение детей от 4 до 8 лет в период молочного прикуса. Челюсть в этом возрасте сформирована не до конца и хорошо поддается коррекции.
Также допустимо проводить лечение с помощью упражнений детей после 9 и до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Но терапия в этом случае будет более длительная.
Для коррекции зубочелюстного аппарата во взрослом возрасте миогимнастику используют редко, так как она дает минимальный эффект.
Причины зубочелюстных патологий
Аномалии строения челюсти и зубочелюстные патологии начинают формироваться с самого рождения. Одна из причин — соска пустышка. Однако аномальное формирование челюсти может быть спровоцировано и неправильным дыханием через рот, а также некоторыми вредными привычками. Сосание большого пальца — одна из устойчивых привычек у детей, которая приводит в дальнейшем к ортодонтическим патологиям.
Родители должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильных привычек и отучать от неправильных.
Грудное вскармливание формирует у младенца правильный прикус за счет тренировки круговой мышцы рта, языка, шеи. Кормление из бутылочки способствует нарушению работы челюстно-лицевых мышц, если у соски слишком большая дырка.
Перевод на искусственное вскармливание вместо грудного может быть обусловлен независящими от желания матери причинами. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием челюсти малыша, во время показывайте его стоматологу. Если у соски слишком широкая дырка, малыш быстрее наедается и прекращает сосать. Следовательно, мышцы не тренируются, становятся слабыми.
Вред соски-пустышки
Чем вредна для формирования прикуса соска-пустышка? Во время сосания пустышки язык привыкает к неправильному положению в ротовой полости. Язык во время сосания должен располагаться сверху соски, а у малышей все происходит наоборот. Нижнее положение языка (под соской) способствует неправильному формированию прикуса. Чтобы не испортить малышу прикус, как можно реже давайте ему пустышку, а во время сна вынимайте ее изо рта.
В возрасте 1,5 -2 года малыша следует отучать от пустышки, чтобы не испортился прикус.
Сосание большого пальца
Некоторые малыши пытаются заменить отсутствие пустышки сосанием большого пальца или уголка подушки. От этой привычки нужно сразу же отучать ребенка, она еще вреднее сосания пустышки. Иногда привычка засыпать с большим пальцем во рту остается на всю жизнь.
Сосание большого пальца приводит к очень сильному дефекту строения зубочелюстной системы, когда передние зубы выдаются вперед и расходятся в стороны. Прикус формируется с учетом положения большого пальца между нижними и верхними зубами, поэтому появляется пустое пространство. Помимо эстетического диссонанса такое расположение фронтальных моляров делает невозможным откусывание пищи передними зубами. Выдвинутые вперед передние зубы часто подвержены травмам.
Ротовое дыхание
Как неправильное дыхание может влиять на формирование зубочелюстной системы? Во время дыхания ртом нарушается давление в полости рта, которое оказывают щеки на верхний зубной ряд. Из-за этого верхняя челюстная дуга сужается в размерах, зубы вырастают скученно.
Когда нужно обращать внимание на правильное дыхание? Это необходимо делать с первых дней жизни малыша и внимательно следить за его дыханием во время сна с пустышкой. Как только малыш перестанет плакать и заснет, пустышку немедленно удаляют изо рта. Если вы увидели, что малыш во сне открыл ротик, аккуратно закройте его своей рукой.
Что делать, если у ребенка увеличились аденоиды, и он не может дышать носом? В это время нужно следить, чтобы дыхание ртом не вошло в привычку. После исцеления от насморка и простуды следует наблюдать за правильным дыханием у ребенка во время сна и бодрствования. Для тренировки дыхания носом после удаления аденоидов существует специальный комплекс упражнений.
Подсасывание нижней губы
Есть и такая привычка у детей, которая впоследствии негативно сказывается на внешности. Из-за этой вредной привычки образуется щель между зубами, величина которой равна толщине нижней губы. Миогимнастика может исправить аномальный прикус, также рекомендуется к применению аппаратная корректировка.
Прокладывание языка между зубами
Эта вредная привычка приводит к тому, что между верхним и нижним зубным рядом формируется просвет. Этот просвет соответствует размеру и форме кончика языка, который ребенок привык высовывать вперед. Также существует незаметная для взрослых привычка прокладывать язык между жевательными зубами (сбоку). Эту патологию может заметить только стоматолог.
В результате неправильного положения языка в полости рта боковые моляры проседают, в прикус формируется аномально. Дефект можно исправить с помощью функциональных аппаратов и миогимнастики.
Неправильное глотание
Врачи разделяют функцию глотания на осознанную и бесконтрольную. Правильное глотание должно быть заметно только по движению кадыка. Если во время глотания напрягаются мышцы лица, это уже симптомы патологии. Неправильное глотание приводит к неправильному расположению моляров в зубном ряду. Если вы заметили, что ребенок глотает пищу или пьет воду как-то по-особенному, немедленно покажите его стоматологу-ортодонту.
Преимущества и недостатки метода
Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.
При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.
К недостаткам миотерапии можно отнести:
- длительность лечения;
- невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
- при отсутствии системности быстро наступает регресс.
Как ускорить результат
Нередко у детей, имеющих одинаковые ортодонтические нарушения, наблюдается разная динамика качества лечения. Как отмечают специалисты, здесь дело не в особенности детского организма, а в правильности выполнения гимнастики и соблюдения всех рекомендаций врача.
Чтобы повысить эффективность миогимнастики, родителям необходимо запомнить следующие базовые правила:
- Увеличивать продолжительность и интенсивность сокращений мышц постепенно, но регулярно.
- Доводить сжимание мускулатуры до максимума.
- Все занятия проделывать до появления усталости.
- Выдерживать перерывы между сокращением мышц. Продолжительность такой паузы всегда должна быть равной длительности сжимания.
- Гимнастику проводить каждый день в одно и то же время.
От чего зависит эффективность?
Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:
- гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
- при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
- проводить системно в одно то же время;
- комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.
После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.
Специальные приспособления
Для представленного метода иногда используются дополнительные приспособления:
- Металлические диски – основное их предназначение – избавление детей от вредных привычек, таких как сосание пальцев, а также коррекция дистального прикуса и ротового дыхания. Диск зажимается ртом, при слегка выдвинутой вперед челюсти, в течение определенного времени нужно удерживать его в горизонтальном положении.
- Вестибулярная пластина – ей пользуются во время сна, чтобы обеспечить правильное дыхание и положение языка, а также положение челюсти. С помощь пальца ее вкладывают в ротовую полость, вытягивая специальное кольцо.
Общие правила проведения
Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:
- Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
- При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
- При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
- Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.
Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:
Методика Роджерса
Первые методические разработки по исправлению ортодонтических дефектов зубочелюстной системы предложил американский стоматолог А. Роджерс. Согласно его рекомендациям упражнения нужно выполнять следующим образом:
- мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом;
- интенсивность сокращений не должна превышать естественную нагрузку;
- упражнения нужно выполнять на регулярной основе;
- движения не должны быть резкими или прерывистыми, но плавными и медленными;
- упражнения нужно повторять до появления легкого (местного) утомления;
- миогимнастику можно делать с детьми от 4 лет и старше.
Правила, которые предложил взять за основу Альфред Роджерс, актуальны по сей день. На базе перечисленных правил современные ортодонты создают комплексы своих упражнений для коррекции зубочелюстных патологий.
Примеры упражнений
Было определено большое количество упражнений, предназначенных для миогимнастики. Каждое из них показано при определенных патологиях или миофункциональных нарушениях.
Гимнастика при косом прикусе
При отсутствии симметричности соприкосновения двух челюстей используют лишь одно упражнение, которое позволяет частично или полностью устранить проблему.
Упражнение выполняется определенным образом: открывают рот максимально широко и передвигают челюсть в ту сторону, где отсутствует корректное смыкание.
Затем челюсть медленно смыкают до плотного сжимания зубов. И фиксируют данное положение не меньше 5 секунд.
После выполнения полностью расслабляют мышцы и снова повторяют движение.
Упражнения при наличии мезиального прикуса
Прикус мезиального типа поможет исправить следующий комплекс:
- В положении сидя немного приоткрыть губы и откинуть голову слегка назад. Закрывая рот, пытаться коснуться кончиком языка твердого неба в районе основания.
- В течение 5 минут осуществлять надавливание языком на лингвальную поверхность переднего ряда коронок.
- Расположить нижнюю губу под передними коронками верхней челюсти и зафиксировать ее на полминуты.
Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта
Данный комплекс является прямым показанием при дыхании ротового типа и патологическом несмыкании губ:
- Губы вытягивают и пытаются в данном положении проговорить сложные слова в течение 30 секунд.
- Вытягивают губы, имитируя задувание свечи, после чего широко улыбаются.
- При сжатии губ произвести забор воздуха носом и максимально надуть щеки. После этого расположить на щеках кулаки и выдавить ими воздух изо рта таким образом, чтобы губы остались сомкнутыми.
- Поочередно набирать воздух, немного надувая сначала нижнюю, затем верхнюю губу. При этом губы должны быть плотно сомкнуты.
- Удерживать полоску картона или специальный межгубный диск плотно сжатыми губами. На первых порах необходимо удерживать около 15 минут или до появления усталости, а в дальнейшем довести это время до одного часа.
- Растянуть уголки рта пальцами, а затем зафиксировать положение и пытаться сжать губы.
- Заложить под губы валики из ваты, после чего пытаться проговорить звук «б», «м», «п».
Миогимнастика при глубоком прикусе
Для купирования данной патологии гимнастику выполняют только стоя:
- Руки отвести назад за спину и вытянуть подбородок вверх. Не изменяя положения, выдвинуть подвижную челюсть как можно дальше вперед.
Выдержав несколько секунд, постепенно возвращают ее в обратное положение.Чтобы получить эффект, рекомендуется повторять данное упражнение не меньше 10 раз за сеанс.
- В точно таком же положении, что и в первом упражнении, челюсть выдвигают максимально вперед до соприкасания режущей части резцов противоположных рядов зубов и удерживают до 20 секунд.
Так необходимо повторять 15 раз в 3 подхода на протяжении месяца.Через 30 дней упражнение нужно слегка видоизменить, выдвигая челюсть так, чтобы нижний ряд зубов выходил вперед верхнего.
- В течение 4 минут, не спеша, полностью открывать, а затем закрывать рот. Челюсть при этом остается зафиксированной. В сутки нужно проводить около 5 сеансов.
Гимнастика после подрезания уздечки языка
Такая несложная процедура как подрезание уздечки языка также требует применения гимнастики, которая будет тренировать мышечный аппарат, влияющий на развитие нижней челюсти:
- Языком провести по внутренней стороне зубного ряда, как бы пересчитывая все зубы по очереди.
- Открыть рот и обвести по кругу языком, касаясь внешней стороны губ. При этом необходимо пытаться достать до подбородка и кончика носа.
- С усилием нажимать языком сначала на одну щеку, а затем на другую.
Упражнения для среднего участка языка
Основная группа упражнений, восстанавливающих функции мышечного аппарата среднего участка языка, включает в себя:
- На середину и кончик языка надеть два резиновых колечка. Затем зубные ряды смыкают, а губы слегка приоткрывают и прижимают кончик языка к поверхности небного свода. Положение фиксируют на 3 минуты.
- Не менее 50 раз цокать языком. Упражнение повторять 6 раз в день.
- Имитировать зевание в течение 2 минут.
Упражнения при открытом прикусе
Для устранения проблемы прикуса открытого типа тренируют мышцы, от которых зависит поднятие нижней челюсти:
- Суть упражнения заключается в разжимании и сжимании зубных рядов до появления усталости.
Чтобы понимать, какая группа мышц работает, и контролировать силу их сокращений, нужно положить пальцы на щеки в области последних моляров. - Сжимание челюстей через сопротивление. В качестве сопротивления выступают два пальца руки, которые располагают на передних коронках подвижной челюсти.
При ее поднятии нужно активно препятствовать движению. - Прикусывание карандаша или палочки передними резцами. Для того чтобы не повредить эмаль, на используемый предмет желательно надеть резиновую трубку. Упражнение выполняют с усилием не менее 5 минут.
Миогимнастика коррекции смыкания губ
Для исправления неправильного смыкания губ существует большое количество упражнений, которые легко выполняются детьми:
- Язык вытянуть и расположить на нижней губе, при этом пытаться быстро прикрыть его верхней губой, как бы пришлепывая.
- При плотном сжатии губ необходимо совершать языком движение по кругу, поочередно касаясь то верхней, то нижней губы.
- Кончиком языка продольно проводят по небу, постепенно охватывая всю его поверхность.
- Открыв рот как можно шире, прижать язык к небу. Затем, сомкнув губы, издать щелкающий звук, имитирующий удар молоточка.
- Вытягивать губы трубочкой, при этом удерживая уголки губ пальцами.
Прогноз
Получить первые положительные результаты при правильном и регулярном выполнении гимнастики возможно уже через 1,5-2 месяца. Эффективность данного комплекса зависит от:
- возраста;
- системности и качества выполнения;
- степени развития патологии.
Гимнастика помогает добиться хорошего эффекта детям с молочной окклюзией в возрасте 4-7 лет. В это время у них идет активный рост челюстных мышц и самой челюсти, и они неплохо «откликаются» на воздействие этой методики. Отмечено, что чем старше ребенок, тем длиннее будет курс гимнастики.
При регулярных занятиях наблюдаются перестройка в работе мышц, правильное развитие костной ткани, восстанавливается положение искривленных зубов, улучшаются все трофические процессы, постепенно исправляется прикус.
Для детей более старшего возраста рекомендуется ее проводить только как дополнительный метод к основному ортодонтическому лечению. Как самостоятельная терапия упражнения эффективны при наличии аномального развития верхних резцов.
Важно: для взрослых при сформировавшемся зубочелюстном аппарате, коррекция неправильного прикуса миогимнастикой не эффективна.