Гингивит-Причины Патогенез Классификация

Одна из разновидностей воспаления десен – катаральный гингивит. Заболевание развивается из-за неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов и характеризуется следующими симптомами:

• десны краснеют, отекают, зудят;
  • десневые сосочки набухают;
  • при жевании твердой пищи и чистке зубов появляется кровь;
  • во рту ощущается неприятный привкус;
  • десны болят при надавливании;
  • ощущается общее недомогание.

При катаральном гингивите зубы остаются устойчивыми. Но если кроме вышеописанных симптомов наблюдается их подвижность, значит, уже начался пародонтит.

Виды катарального гингивита

Заболевание может носить местный или генерализованный характер. В первом случае десна воспалена в области одного-двух зубов, во втором могут быть затронуты сразу обе челюсти.

По течению в стоматологии выделяют две формы:

• Острый катаральный гингивит. Обычно он возникает разово и, если вовремя провести профессиональное лечение, не повторяется. Нередко это заболевание развивается у маленьких детей в период прорезывания зубов, также оно часто сопутствует инфекционным болезням (дифтерия, корь, ОРЗ и др.). Иногда симптомы острого катарального гингивита предшествуют появлению герпетического стоматита либо являются реакцией на какой-либо аллерген. При отсутствии медицинского вмешательства заболевание переходит в следующую (хроническую) стадию.
  • Хронический катаральный гингивит. Для этой формы свойственно вялое течение с периодическими обострениями. Десны постоянно воспалены, имеют синюшную окраску и кровоточат при малейшей травме. Отмечается чувство распирания в деснах, иногда изо рта появляется неприятный запах. При обострении хронического катарального гингивита эти жалобы усиливаются.

Симптомы

Симптоматика заболевания зависит от степени развития воспаления. Покраснение десен, не проходящее продолжительное время — первый «звоночек» для посещения стоматологии. Отек десны, кровоточивость десен, запах изо рта, боль и жжение — все это признаки заболевания.

Уже при первичном осмотре врач заметит изменение в цвете десен, наличие зубного налета или камня.

При тяжелой форме заболевания возможно повышение температуры, ухудшение состояние организма, вероятно появление сонливости.

Диагностика

Как правило, стоматологи диагностируют заболевание уже при первом осмотре. Для уточнения диагноза используются следующие методы:

• проба Шиллера-Писарева — оценивает, насколько стремительно прогрессирует воспалительный процесс;
  • индекс Силнеса и Лоэ, индекс Грина и Вермильон — определяет плотность зубного налета;
  • зондовая проба — оценивает кровоточивость.

Также возможно применение следующих методик: биопсия, изучение мягких тканей, реопародонтография, анализ междуклеточной жидкости из десны.

Лечение

Лечение катарального гингивита начинается с устранения внешних факторов, которые поддерживают воспаленное состояние десен. Производится, замена пломб и протезов, удаление зубного налета, зубного камня. В большинстве случаев этого достаточно для избавления от недуга.

Если данные мероприятия не помогли полностью избавиться от болезни, в борьбу вступает лечение медикаментами. Это могут быть антибиотики, противовоспалительные препараты и поливитамины. Если развитие болезни связано с общими заболеваниями организма, необходимо обратиться к профильным специалистам.

Эффективным методом лечения хронического катарального гингивита является массаж десен. Приток крови ускоряет обмен веществ, что способствует скорейшему улучшению их состояния.

Лечение острого гингивита, как и любой другой формы, включает в себя вышеперечисленные процедуры и обучение специалистами правильному уходу за деснами. Что немаловажно для избежания повторного проявления болезни.

Профилактика

Для предотвращения повторного появления заболевания, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

• регулярное использование зубной нити;
  • ополаскивание рта антисептиками;
  • тщательная чистка полости рта, лучше с использованием специализированной зубной пасты;
  • избежание травмирования полости рта.

При появлении симптомов, необходимо сразу обратиться в клинику для своевременной диагностики и лечения. Легкую форму гингивита излечить гораздо проще и менее затратно.

Стоимость и сроки лечения

Стоимость лечения напрямую зависит от степени запущенности заболевания. Сюда входит:

• количество процедур, которые необходимо будет провести во время лечения;
  • медикаменты, используемые для устранения причин гингивита;
  • возможная замена пломб и протезов.

Гингивит — весьма неприятное заболевание, вылечить которое в домашних условиях практически невозможно. Только стоматолог может правильно диагностировать и назначить эффективное лечение.

При первых признаках обращайтесь в клинику для устранения неприятных симптомов и причин катарального гингивита. Для записи на прием звоните.

Лечение катарального гингивита

При лечении катарального гингивита важно срочно устранить местные факторы, поддерживающие воспалительный процесс. В клинике «Дока-Дент» в Москве терапия включает в себя:

• снятие зубных отложений;
  • лечение кариеса;
  • замену старых пломб;
  • пластику уздечек (по показаниям);
  • перепротезирование и т.д.

Иногда этих мер достаточно, чтобы купировать воспаление.

Также к лечению может подключаться местная медикаментозная терапия – пародонтологические аппликации, полоскания растворами антисептиков, наложение на десны лечебных повязок и пр. В некоторых случаях назначаются поливитамины и противовоспалительные препараты для приема внутрь.

Острый и хронический гингивит нуждаются в обязательном лечении. Не ждите усугубления проблемы, приходите в клинику «Дока-Дент». Квалифицированная помощь стоматолога дает положительный результат, доказательство тому – отзывы наших пациентов и фото до и после лечения.

Диспансеризация

В случае перехода в хроническую форму:

Легкая степень тяжести (I): 1 диспансерная группа — оcмотр врача 1 раз в год.

Средняя степень тяжести (II): 2 диспансерная группа — осмотр врача 2 раза в год.

Тяжелая степень заболевания (III): 3 диспансерная группа — осмотр врача 3 раза в год.

В случае эффективности проведенного лечения: ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— отсутствие жалоб на боль в деснах;

— отсутствие кровоточивости десен;

— десна бледно-розового цвета;

— плотная;

— безболезненная при пальпации;

— зубные отложения отсутствуют.

В случае неэффективности проведенного лечения: ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— продолжается кровоточивость десен;

— десна отечна;

— отмечается наличие зубных отложений;

— в дальнейшем возможно разрушение зубодесневого прикрепления;

— образование пародонтальных карманов;

— атрофия альвеолярной кости — возникновение локализованного или генерализованного пародонтита.

Десна в норме

Десна в норме имеет характерный внешний вид. Удобно его описывать, пользуясь несколькими простыми критериями:

ПризнакНорма
ЦветБледно-розовый, коралловый, лососевый
(если говорим о светлокожих людях)
ПоверхностьБугристая («лимонная корочка»)
КонтурОстроконечные или трапециевидные межзубные сосочки
КонсистенцияПлотная
КровоточивостьНет

Пару слов о каждом из критериев:

Цвет десны

Цвет десны заметно отличается от цвета слизистой альвеолярного отростка. Слизистая альвеолярного отростка более красная, гладкая и блестящая. Все из-за особенностей ее эпителия и соединительной ткани:

— эпителий слизистой альвеолярного отростка тонкий, неороговевающий, в нем нет эпителиальных выростов;

— более рыхлая соединительная ткань содержит больше кровеносных сосудов.

(подробнее о строении десны можно прочитать в статье «Строение периодонта»)

Черной стрелкой обозначена десна, белой – слизистая альвеолярного отростка

Поверхность десны

Бугристая поверхность характерна для прикрепленной десны (маргинальная десна гладкая). Микроскопически это десневые углубления (стрелки на рисунке) и возвышения из-за разного расположения слоя соединительной ткани.

Контур десны

Контур, или форма края, десны может быть разным. Он может быть более пологим или, наоборот, дугообразным с вестибулярной и язычной сторон. Зависит это от формы и наклона коронки зуба: чем коронка выпуклее, чем больше ее наклон, тем больше выражен изгиб десны.

Более пологий контур десны у верхних центральных резцов, более изогнутый у клыков

Межзубные сосочки тоже разные по форме: чем меньше для них места (зубы расположены плотнее), тем они «острее»; чем больше, тем, наоборот, они шире:

Широкий межзубной сосочек Остроконечный узкий межзубной сосочек

Консистенция десны

По своей консистенции здоровая десна плотная. Всё благодаря обилию прочных коллагеновых десневых волокон в ее соединительной ткани.

Десневые волокна

Кровоточивость десны

Там же находятся и сосуды, патологически не измененные. Оттого нет кровоточивости десны при чистке зубов дома или ее зондировании врачом-стоматологом.

Зондирование десны

А теперь давайте разберемся, как же меняется десна при появлении воспаления – гингивите. Перво-наперво, отчего же он возникает?

Профилактика

Профилактика довольно проста и каждый, при желании, сможет защитить себя от воспалительных заболеваний десен. Нужно, всего лишь, придерживаться нескольких простых правил:

• использование электрических зубных щёток;
  • соблюдение гигиены полости рта (зубные пасты, гели, ополаскиватели);
  • отказ от курения;
  • стоматологические гели с метронидазолом, например «Метрогил Дента»;
  • амбазон, 2,4-дихлорбензиловый спирт, амилметакрезол в виде таблеток для рассасывания;
  • применение зубных паст с триклозаном;
  • употребление препаратов кальция;
  • полоскание полости рта растворами содержащими хлоргексидин, пероксид водорода, этанол, тимол, цинеол, метилсалицилат, ментол, метилпарабен, бензалкония хлорид, фториды и ксилит. Последние научные исследования также показали благотворное воздействие жидкостей для полоскания рта с эфирными маслами.

Указанные выше профилактические меры также используются и для лечения. Применение зубной нити нецелесообразно.

Диагностика

Гингивит необходимо отличать от пародонтита и пародонтоза. Основной признак, отличающий гингивит от других заболеваний пародонта, в том, что воспалительный процесс затрагивает лишь ткань десны, остальные структуры (периодонтальные связки, удерживающие зуб в челюсти, и костная ткань) остаются без изменений. В норме глубина зубодесневого соединения составляет 1—1.5 мм, при деструкции зубодесневого соединения наблюдаются пародонтальные карманы (глубиной 4 мм и более) которые являются признаком пародонтита.

При гингивите не бывает пародонтальных, но бывают ложные пародонтальные карманы, образующиеся при гипертрофической форме гингивита, и вообще при любом отёке десны. Наряду с этим признаком, для гингивита не характерны пародонтальные карманы, обнажение шеек зубов, их подвижность — эти признаки свидетельствуют о поражении костного аппарата. В целях дифференциальной диагностики используется рентгенография — для гингивита нехарактерны изменения высоты межальвеолярных перегородок.

Из передовых технологий можно отметить генетическое тестирование, которое способно показать все риски путем выполнения теста на генетический полиморфизм у предрасположенных лиц к повышенной продукции интерлейкина-1 (ИЛ-1), который является медиатором воспаления.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )