Формирование правильной речи у детей с дизартрией

Диагноз «дизартрия» ставится после тщательного обследования невролога и логопеда. При дифференциальной диагностике используется комплексный подход, который охватывает не только речевую деятельность, но и состояние высших психических функций ребенка, поведение, уровень овладения навыками, состояние зрения, слуха, артикуляционного аппарата и двигательной сферы. Не менее важны сведения о соматическом состоянии ребенка, о возможной наследственной природе нарушения. Основательное исследование позволит не только поставить точный диагноз, но и выбрать оптимальную методику коррекции формы дизартрии.

Возможные причины опухшей щеки у ребенка

Односторонний или двусторонний отёк щеки может возникать в результате разных заболеваний.

К основным состояниям, вызывающим припухлость, относят:

  • стоматологические заболевания;
  • травмы челюсти;
  • патологии других систем организма;
  • последствия лечения.

Причины могут быть вызваны болезнями и другими состояниями.

Возможные заболевания

К болезням, в результате которых раздуло щёку у ребёнка, относят следующее.

КариесПри зубной боли, припухлости дёсен и щёк причина может заключаться в недолеченном кариесе. Такая опухоль чаще всего односторонняя и исчезает при излечении больного зуба.
Острый пульпитПульпит – это последствие невылеченного кариеса, поражающее нервную ткань зуба. При этом заболевании одна щека становится значительно больше другой, сопровождающими симптомами являются гнилостный запах и острая зубная боль.
ПериодонтитЕсли щека увеличилась и болит с одной стороны, причина может быть в воспалении верхушки зубного корня. Оно возникает из-за кариеса или из-за неправильно установленной пломбы, сопровождается припухлостью, болью и дискомфортом во время еды.
ПериоститГнойное воспаление в надкостнице, больше известное как «флюс». При этой болезни появляется покраснение и припухлость десны, зубная боль, опухоль щеки и небольшое повышение температуры.
СвищНебольшой нарост на десне с гнойным белым наконечником, является симптомом разрастающейся гнойной инфекции и осложнением флюса. Помимо опухоли щеки с одной стороны, сопровождается дискомфортом во время приёма пищи и болевыми ощущениями при прикосновении.
Воспаления дёсенЕсли щека опухла, но зуб не болит, причина может заключаться в гингивите, пародонтозе и пародонтите. В первом случае поражается край десны: на наружной либо на внутренней стороне. Второе и третье заболевания вызывают зубную опухоль, отёк дёсен и щеки с повреждённой стороны.
СтоматитСлизистая оболочка рта у детей более чувствительна к инфекциям. Стоматит у ребёнка может быть вызван вирусом простого герпеса, кандидозом ротовой полости или другими инфекциями. Если воспаление слизистой оболочки не лечить вовремя, оно приводит к язвенным дефектам.
ПаротитИнфекционное заболевание слюнной железы, также известное как «свинка». Помимо отёчности обеих щёк возле уха, сопровождается высокой температурой и расстройствами пищеварения: тошнотой, рвотой, диареей.
Инфекционные заболевания дыхательных путейПри бактериальных или вирусных инфекциях жидкость задерживается в организме дольше положенного, поэтому при болезни возникают отёки обеих щёк и других частей тела.
СинуситыКогда щека опухает под глазом, причина может заключаться в воспалении придаточных пазух носа. Такие опухоли сопровождаются заложенностью носа и затруднённостью дыхания, но боль отсутствует.
ЛимфаденитЕсли щёку продуло или ребёнок простыл, лимфоузлы могут увеличиться и раздуть лицо с одной стороны. Воспаление лимфоузлов – симптом воспалительных заболеваний, исчезающий при излечении вызвавшей его болезни.
Киста ротовой полостиУплотнение во рту, похожее на шишку, образуется в результате появления кисты. В зависимости от причины возникновения и типа кисты, она может располагаться внутри рта в углу, с внутренней стороны ротовой полости, между десной и щекой или ближе к щеке.
Нарушение работы почекПроблемы с почками вызывают сильные отёки всего тела. При этом заболевании опухают не только щёки: увеличивается всё лицо, пальцы рук и голени.
Неврит лицевого нерваЛицевой неврит появляется из-за сдавливания нерва, провоцирующего отёк в поврежденной области. Состояние лечится при помощи массажа и иглоукалывания.

Другие факторы

Помимо заболеваний, щека может опухать при следующих состояниях:

  1. От удара: если ребёнок ударился нижней челюстью или щекой и травмировал её, отёк проявится спустя 2-3 часа и продержится несколько дней.
  2. Из-за хронической травмы: состояние возникает в результате неправильного прикуса или излишне острых зубов, которые постоянно ранят щёку изнутри.
  3. После укусов насекомых: если щека распухла несильно, не болит и постоянно чешется, это нормальная реакция на укус. При сильной опухоли и дискомфорте вероятна аллергия на укусы насекомых, требующая визита к врачу.
  4. Из-за аллергии: отёк может возникнуть после анестезии либо после пломбирования каналов. В первом случае аллергия вскоре проходит сама, во втором требуется замена пломбы на гипоаллергенную.
  5. После лечения пульпита: отёк и болевые ощущения после удаления нерва во время лечения свидетельствуют о неполном завершении операции.
  6. После разреза десны: когда воспаление вызывает образование гноя в десне, он выводится наружу при помощи надреза. Десны очень чувствительны, поэтому после этой процедуры боль и опухоль сохраняются на протяжении нескольких дней.
  7. При удалении зуба: если удаление проходило сложно, или послеоперационные рекомендации не были соблюдены, может появиться опухоль и дискомфорт. Проходит спустя 2-3 дня самостоятельно.
  8. При прорезывании 3 большого моляра: зуб мудрости пробивается болезненно, особенно в детском возрасте. Помимо рези и дискомфорта во время еды, часто появляется припухлость.
  9. При протезировании: если ребёнок носит скобы или другие протезы во рту, при их неправильной установке может возникнуть опухоль, нарушение прикуса и другие патологические состояния.

Чтобы удостовериться, что эти причины безопасны для здоровья ребёнка, следует посетить детского стоматолога для консультации и осмотра.

Укус насекомого может стать причиной опухания щеки

Формирование правильной речи у детей с дизартрией

Светлана Ермакова

Формирование правильной речи у детей с дизартрией

Мотина А. А., Ермакова С. Г.

Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия,которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мяг-кого нёба, языка, губ. Следствием этого являются дефекты эвукопроизношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи.

Успех в преодолении этих нарушений во многом зависит от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания.

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии — псевдобульбарная, которая является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга (энцефалит, ролевая травма, опухоль, интоксикация и т. д.)

.

У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Условно выделяют три степени псёвдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая,

1. Легкая степень псёвдобульбарной дизартрии характеризуется от-сутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются не-ярко, в редких поперхиваниях.

Речь детей несколько замедлена, характерна смазанность при произ-несении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции Ж, Ш, Р, Ц, Ч. Звонкие согласные произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, так как их артикуляция требует подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

В большинстве случаев дети с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе слова, в их речи встречаются специфические ошибки замены звуков (например, Т-Д, Ч-Ц и др.)

. Таким образом, ведущим дефектом у
детей, страдающих псёвдобульбарной дизартрией в легкой степени, является-нарушение фонетической стороны речи.
2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее много-численную группу.Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, — удержать в нужном положении. Значительную трудность представляет переход от одного движения к другому. Мягкое нёбо ча-сто бывает малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение. Акты жевания и глотания затруднены.

Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, с заметным гнусавым оттенком. Характерна нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Из согласных чаще произносятся правильно П, Т, К, М, Н, X, Свистящие, шипящие, Ч и Ц, Р и Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающими»

призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Звонкие согласные почти всегда заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и при стечении согласных опускаются, при этом в последнем случае выпадает один
(белка -бека)
или оба звука
(змея — ия)
. Вследствие затруднения при переключении от одного слога к другому встречаются случаи их уподобления
(посуда- посюся, ножницы — ыосисы)
.

Нарушение моторики артикуляционного аппарата в конечном итоге приводит к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. Дети не могут правильно отобрать картинки, названия которых начина-ются на заданный звук, придумать слово, содержащее заданный звук, проанализировать его звуковой состав. Например, дается задание най-ти картинки, названия которых со держат звук Б;дети отбирают сле-дующие: банка, барабан, подушка, платок, пила, белка. Или дается за-дание найти картинки, названия которых содержат звук 3; дети отклады-вают картинки, изображающие змею, зайца, жука, щуку, щетку, желудь, щипцы.

3. Тяжелея степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия- ха-рактеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельно-стью речевого аппарата. Лицо ребенка маскообразно, нижняя че-люсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечле-нораздельные звуки. Но даже при столь тяжелом нарушении система-тические занятия с логопедом оказывают положительный эффект.

У детей с дизартрией позднее развитие речи, ограниченный речевой опыт приводят к недостаточному накоплению словаря Большинство детей с расстройствами артикуляции часто употребляют слова в неточном значении,подменяя их смежными по звуковому или ситуативному сходству: петля — дырка, ваза — кувшин, желудь — орех, гамак — сетка, рельсы — шпалы, наперсток — палец,

Характерным для детей, страдающих дизартрией, является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке. Но отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводит к расхождению между ак-тивным и пассивным словарем.

У детей, имеющих тяжелые расстройства артикуляционного аппарата, часто выявляется большой пассивный словарь. Они знают и могут показать на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, памятник, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и т п.)

; понять действия лиц, изображенных на картинке, показать предметы, окрашенные в различные цвета.

Для детей-дизартриков характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка, В своей речи они часто опускают предлоги, недоговаривают окончания или неправильно их употребляют, не усваивают категорию числа, затрудняются в согласовании и управлении.Например: Кошка залезла клетку; Он сел лавка; Я иду в школу с портфель; Небо чистая.

Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые данному ребенку, планирует логопед, Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществить в домашних условиях.

Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэко-номный, осуществляющийся одновременно через рот и мое. Детям трудно произносить длинные слова и фразы.

Для отработки навыков правильного дыхания используются следующие упражнения;

1 .Вдох — выдох носом.

2. Вдох носом — выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами,

3. Вдох ртом — выдох носом,

4. Вдох и выдох ртом.

Сначала нужно добиваться, чтобы ребенок научился производить сво-бодный, плавный удлиненный выдох через рот. После этого тренировать плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок пра-вильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом)

.

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, так как сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы.Используются различные приемы контроля: к носовым ходам приставляется зеркало, ватка, полоски тонкой бумаги.

Воспитанию активного выдохе так же способствуют следующие упраж-нения;

1. Дуть на специально изготовленную на тонкой нарезанной бумаги «занавеску»

.

2. Дуть на «флажок, сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

3. Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатиков и т. п. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.

4. Дуть не пластмассовые игрушки, плавающие воде.

5. Дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда воде будет долго и равномерно бурлить.

6. Перекатывать шарики или карандаши на гладкой поверхности сильным дуновением.

7. Дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики. Задание постепенно усложняется путем увеличения расстояния до предметов, что требует более сильного выдоха,

8. Надувать резиновые игрушки и шарики.

9. Играть на губных инструментах.

Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком, оценивать; «Вот сейчас ты правильно выдохнул через рот»

.
«У тебя получился длинный выдох через рот»
и т, п.

Упражнения, связанные с дутьем, следует чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка. Перечислим некоторые из них, легко выполнимые в домашних условиях,

Упражнения для губ и щек

-Надувание губ и щек,

-Надувание щек попеременно.

-Втягивание щек в ротовую полость между зубами,

-Сосательные движения -сомкнутые губы вытягиваются вперед хо-ботком, затем возвращаются в нормальное положение; челюсти сомкнуты.

-Оскал; губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов.

-Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте)

.

-Движение губ, сложенных хоботком, влево-вправо,

-Вибрация губ («кучерской»

звук).

-Удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.

Упражнения для нижней челюсти

-Открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами)

.

-Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Прилагаемое им усилив постепенно увеличивается.

Большого внимания требуют упражнения, направленные на разви-тие подвижности языка. Если язык ребенка движется плохо (не подни-мается к верхним зубам, не отклоняется стороны и т. д., то используются рефлекторные (непроизвольные)

движения.

Упражнения для языка

-Для выдвижения языка вперед к губам протягивается конфета; нижняя губа обмазывается вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляется кусочек бумажки, ребенок стремится ее спихнуть языком,

-Для сокращения языка -положить кусочки сахаре на кончик языка,

-Для выработки движений языка в сторону — положить кусочек сахаре между щекой и зубами и намазать вареньем уголок рта.

В тех случаях, когда активные движения языка затруднены, использу-ется пассивная гимнастика. Например,марлевой салфеткой взрослый захватывает язык ребенка и производит нужные движения: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево.

Речевая активность ребенка зависит и от его общения с окружаю-щими.

Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при по-сторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия.

Очень важно поддерживать, первые попытки самостоятельной речи, поощрять самые невнятные слова, повторять их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умение различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый под-бирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушку, барабан, флейту и пр.)

и прячется за ширму или экран. Ребенок должен угадать, какая игрушка издает тот или иной звук.

Можно использовать следующие игровые задания. Перед ребенком лежит картинка, изображающая различные фрукты. Дается задание — поднять руку, когда будет назван «лимон»

.Взрослый медленно произ-носит: яблоко, персик, груша, лимон.

Перед ребенком раскладываются картинки, изображающие предметы, сходные по звучанию. Взрослый называет один из них. Ребенок должен показать нужную картинку.Например: петух — пастух, бабочка -бабушка, дудка- будка и др.

У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение дви-жений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки. Сначала отрабатываются коор-динированные движения с более крупными предметами, затем -с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Для этого на плотной бумаге подготавливаются контуры различ-ных предметов, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на свое «место»

. Можно предложить ему распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов
(пуговиц, палочек, зерен и др.)
по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на/ нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.

Предлагаем следующие упражнения:

-На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

-Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого пооче-редно приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение не сразу получается, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.

-Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары.

Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.

-По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы — по одному, по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в кулак)

.

-Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино,

-Отстреливание ватного шарика, шашки и т, п. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.Этому способствуют следующие упражнения:

-Раскрашивание картинок,

-Точное обведение контуров предметов.

-Рисование простых предметов по проставленным точкам.

-Соединение данных точек линиями разного направления.

-Штрихование (используются цветные карандаши)

.

Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.

Литература

1. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детейдошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

2. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитие речи.Воспитание и обучение: учебно-методический пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: «Гном — Пресс»

, 1999. – 80 с.

3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. –Екатеринбург: ИРД ЛТД, 1998. – 320 с.

К какому врачу обратиться?

При опухоли щеки в первую очередь следует обращаться к дантисту.

Если причина, вызывающая припухлость, не стоматологическая, врач направит вас к другим специалистам:

  • к терапевту при бактериальных и вирусных инфекциях;
  • к неврологу при неврологических заболеваниях;
  • к ЛОРу при воспалении уха и слюнной железы;
  • к нефрологу при патологиях почек;
  • к травматологу или челюстно-лицевому хирургу при травме нижней челюсти.

Что делать, если у ребенка опухла щека?

Быстро снять опухоль щеки можно при помощи лекарств и рецептов народной медицины.

Лекарства

Группа препаратовКогда используютсяПримеры
АнтисептикиПрименяются для обеззараживания ротовой полости при любой причине опухания щеки.Стоматин, Мевалекс, Гивалекс
АнтибиотикиИспользуются для лечения бактериальных инфекций, вызывающих припухлость щеки.Линкомицин, Доксициклин, Амоксиклав
АнальгетикиСнимают болевые ощущения в щеке.Анальгин, Темпалгин
НПВСИзбавляют от боли, оказывают противовоспалительный и жаропонижающий эффект.Ибупрофен, Парацетамол, Кеторол
Антигистаминные средстваУпотребляются для снятия отёка, но не лечат причину припухлости щеки.Супрастин, Лоратадин, Кларитин

Важно!Любое из медикаментозных средств должно назначаться врачом, в обратном случае можно навредить здоровью ребёнка.

Лечение народными средствами

Нетрадиционные методы применяются чаще как дополнение к основному лечению.

Прикладывание холода

Лёд, холодная вода в бутылке, охлаждённый металл и замороженные продукты, прикладываемые к лицу, помогут уменьшить отёчность:

  1. Источник холода заворачивается в мягкую, не очень плотную ткань.
  2. Холод прикладывается к лицу на 10-15 минут.
  3. Процедура повторяется через полчаса 2-3 раза.

Сеансы холода по 2-3 прикладывания выполняются несколько раз в сутки, до улучшения внешнего вида щеки.

Холодный компресс снижает отечность

Сода и соль

От больного зуба и опухшей десны поможет избавиться солёно-содовый раствор.

Он применяется в виде полоскания или компрессов:

  1. 1 ч. л. соды и 1 ч. л. соли смешиваются с 200 мл воды комнатной температуры.
  2. Рот полощется раствором каждые 2 часа.
  3. Компресс с раствором прикладывается к щеке на полчаса 2-3 раза в день.

Для лучшего эффекта следует использовать и компресс, и полоскания.

Холодный компресс снижает отечность

Сода и соль

От больного зуба и опухшей десны поможет избавиться солёно-содовый раствор.

Он применяется в виде полоскания или компрессов:

  1. 1 ч. л. соды и 1 ч. л. соли смешиваются с 200 мл воды комнатной температуры.
  2. Рот полощется раствором каждые 2 часа.
  3. Компресс с раствором прикладывается к щеке на полчаса 2-3 раза в день.

Для лучшего эффекта следует использовать и компресс, и полоскания.

Содово-солевой раствор помогает при опухании десны

Полоскание травами

Травяные сборы помогают снять воспаление и уменьшить отёк.

Полоскания ими делаются так:

  1. Смешивается по 3 ст. л. трав мяты перечной, дудника, барвинка и березовых почек.
  2. Травы заливаются литром горячей воды, кипятят, настаивают в течение 1 часа.
  3. Рот необходимо полоскать каждые 2-3 часа до спадания отёчности.

Также этот травяной настой можно использовать в виде компресса.

Полоскание мятно-травяным отваром помогает уменьшить отечность

Употребление шалфея

Шалфей – натуральное и эффективное противовоспалительное средство.

Лечебный чай с шалфеем готовится так:

  1. Свежую траву необходимо высушить.
  2. 2 столовые ложки сухой травы заливаются 500 мл кипятка.
  3. Чай настаивается 30-60 минут, после процеживается и выпивается.

Помимо употребления внутрь, шалфеем можно полоскать рот и прикладывать его компрессом.

Полоскание мятно-травяным отваром помогает уменьшить отечность

Употребление шалфея

Шалфей – натуральное и эффективное противовоспалительное средство.

Лечебный чай с шалфеем готовится так:

  1. Свежую траву необходимо высушить.
  2. 2 столовые ложки сухой травы заливаются 500 мл кипятка.
  3. Чай настаивается 30-60 минут, после процеживается и выпивается.

Помимо употребления внутрь, шалфеем можно полоскать рот и прикладывать его компрессом.

Отвар шалфея обладает противовоспалительным свойством

Применение прополиса

Убрать отёк и воспаление можно при помощи полоскания аптечной настойкой прополиса.

Раствор из нее делается следующим образом:

  1. 5 капель средства смешивается с 200 мл кипятка.
  2. Раствор остужается для комнатной температуры.
  3. Горло полощется каждый час на протяжении 1-2 дней.

Если опухоль не исчезла полностью за 2 дня, можно продлить срок применения.

Уменьшить отек поможет настойка прополиса

Раствор марганцовки

Марганцовка – проверенное антимикробное средство, очищающее ротовую полость от бактерий и воспалений.

Раствор марганцовки готовится так:

  1. 2-3 кристалла марганца разводится 200 мл тёплой воды.
  2. Смесь тщательно перемешивается, чтобы не осталось нерастворённых крупиц вещества.
  3. Если раствор имеет не слабый бледно-розовый оттенок, а насыщенный цвет, его необходимо развести.

Рот полощется марганцем 3-4 раза в день, полоскание должно быть недолгим: 1-2 минуты.

Уменьшить отек поможет настойка прополиса

Раствор марганцовки

Марганцовка – проверенное антимикробное средство, очищающее ротовую полость от бактерий и воспалений.

Раствор марганцовки готовится так:

  1. 2-3 кристалла марганца разводится 200 мл тёплой воды.
  2. Смесь тщательно перемешивается, чтобы не осталось нерастворённых крупиц вещества.
  3. Если раствор имеет не слабый бледно-розовый оттенок, а насыщенный цвет, его необходимо развести.

Рот полощется марганцем 3-4 раза в день, полоскание должно быть недолгим: 1-2 минуты.

Раствор марганцовки уничтожает бактерии и микробы

Алоэ или каланхоэ

Алоэ и каланхоэ – похожие растения с выраженным лечебным эффектом. Они помогают при воспалениях различного генеза, в том числе и при опухоли щёк.

Внешний вид растений на фото:

Алоэ лечебное растение

Листы каланхоэ

Метод использования:

  1. Оторвать либо отрезать один листок, тщательно промыть.
  2. Разрезать лист на 2 половины.
  3. Приложить разрезом к воспалённой десне, держать полчаса.

Делать компрессы с этими растениями следует 3-4 раза в сутки.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа будет зависеть от логопедического заключения, используются программы работы с ОНР (общее недоразвитие речи) и ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). Логопед проводит занятия в три этапа:

1 этап. Подготовительный

Включает в себя нормализацию дыхания и мышечного тонуса, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу с просодической стороной речи, уточнение и развитие пассивно-активного словаря и формирование потребности в речевом общении. При повышенном тонусе проводится расслабляющий массаж

, который могут делать и родители дома. Массаж мимической мускулатуры (1,5 – 2 мин.) от висков к центру лба, от ушей к носу, от ушей к подбородку. Массаж губ от углов к центру по верхней и нижней губе, массаж языка в обе стороны проводится через носовой платочек. При пониженном тонусе мышц делается
укрепляющий массаж
в течение 3 мин. от центра к периферии: от центра лба к вискам, от носа к ушам, от уголков рта к ушам. Тренировка мышц губ ребенка происходит через захват и удерживание губами леденцов, палочек разного диаметра, втягивание жидкости через соломинку.

Артикуляционная гимнастика

направлена на тренировку мышц языка: введение уклада, фиксация артикуляционной позы и вывод из нее. Работа с
просодикой
нацелена на дифференциацию различных оттенков выразительности, восприятие ритмического рисунка (отхлопывание, отстукивание), знакомство с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией и их дифференциацией, формирование различных модуляций голоса (громко, тихо). У дизартриков ключичный тип дыхания, поэтому работу с ними нужно начинать лежа на коленях логопеда. Через тактильные ощущения – одна рука на животе, другая на груди ребенка – учиться дышать животом, грудью.

2 этап. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков

Его цель – производство контроля над положением рта, губ, языка, формирование артикуляционных движений, развитие правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале, звуковой анализ слов. Конкретными задачами является постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений, двигательно-кинестетической обратной связи. Используются такие
упражнения
, как расправление щек, потряхивание верхней и нижней губы, опускание и поднимание нижней челюсти. Постановка звуков производится тремя способами: механический, имитативный и смешанный. Автоматизация включает в себя тренировочные упражнения со звуком в слогах, словах, фразах, предложениях. Речевой материал не должен включать нарушенные звуки.

Как предотвратить опухоль щеки у ребенка

Воспаление и опухоль щеки у ребенка можно предупредить, соблюдая профилактические меры:

  1. Своевременное лечение кариеса и других стоматологических заболеваний.
  2. Профилактика и лечение инфекций дыхательных путей.
  3. Исправление неправильного прикуса у ребёнка.
  4. Полоскания рта после каждого приёма пищи.
  5. Уменьшение количества сладостей в рационе.
  6. Систематические осмотры у стоматолога.

Листы каланхоэ

Метод использования:

  1. Оторвать либо отрезать один листок, тщательно промыть.
  2. Разрезать лист на 2 половины.
  3. Приложить разрезом к воспалённой десне, держать полчаса.

Делать компрессы с этими растениями следует 3-4 раза в сутки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]