Должностная инструкция врача-стоматолога-терапевта


Обязанности стоматолога-терапевта

Квалифицированный доктор должен непосредственно подчиняться должностной инструкции врача стоматолога-терапевта. На должность может быть принято лицо, имеющее высшее медицинское образование по специальности «Стоматология». Доктор должен знать:

  • основы асептики и антисептики;
  • основы организации своевременной медицинской помощи;
  • методику стерилизации инструментов;
  • способы оказания первой помощи при кровотечении, болевом шоке, коллапсе;
  • приемы реанимации;
  • виды современного стоматологического оборудования, а также инструментария.

Квалифицированный стоматолог должен быть знаком с психологией профессионального общения, уметь успокоить пациента.

К основным обязанностям врача стоматолога-терапевта относят:

  • осуществление первичного приема пациента;
  • квалифицированное медицинское обследование ротовой полости больного;
  • сбор биоматериала для дальнейшего исследования;
  • подготовка больного к физиотерапевтическим процедурам;
  • осуществление первой медицинской помощи при травмах ротовой полости;
  • выполнение реставрации зубов;
  • лечение заболеваний, не требующих хирургического вмешательства;
  • ведение медицинской документации;
  • хранение и учет полученных препаратов;
  • проведение консультаций медиков смежных специальностей.

Инструкция врача стоматолога-терапевта предусматривает также права. Доктор может вносить предложения руководству по совершенствованию своей медицинской деятельности, самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции, а также контролировать работу младших подчиненных сотрудников. Стоматолог-терапевт имеет право повышать свою квалификацию, проходить обучение смежным медицинским специальностям.

Медик несет ответственность за выполнение своих должностных обязанностей. Норма рабочего времени врача стоматолога-терапевта не должна превышать 39 часов в неделю.

Подача инструментов и материалов

Ассистент подает врачу: карпульный шприц с анестетиком, инструменты, материалы, которые нужны на данном этапе лечения, машинный наконечник с бором.

Правила подачи анестетика:

  1. ассистент подает карпульный шприц, четко называя анестетик,
  2. врач перехватывает шприц,
  3. ассистент снимает защитный колпачок с иглы,
  4. оба партнера вербально и невербально релаксируют пациента.

Десять правил подачи инструментов

  1. Никогда не передавать инструменты над головой или лицом пациента.
  2. Ассистент передает инструмент над грудью пациента, чтобы он не испытывал дискомфорт.
  3. В случае передачи хирургического инструмента (например, щипцов для удаления зуба) допускается его передача за головой пациента.
  4. Всегда передавать инструмент врачу рабочим концом к препарируемому зубу таким образом, чтобы ручка инструмента оказалась в ближайшем и удобном для захвата положении к ведущей руке врача.
  5. Осторожно передавать острые инструменты или инструменты с двумя ручками (щипцы, ножницы) для исключения травм пациента или врача.
  6. Избегать столкновения рук ассистента с руками врача.
  7. Подавать требующийся инструмент необходимо в руки врача так, чтобы обес­печить перехват и предупредить падение инструмента.
  8. Подавать и принимать инструмент надо так, чтобы рука врача производила как можно меньше движений.
  9. Не поднимать инструмент, если он упал на пол.
  10. Если инструмент упал на пол, то для пациента надо отметить, что вы замените инструмент на стерильный. В противном случае пациент может рассмотреть падение инструмента как ситуацию, не позволяющую продолжить лечение должным образом.

Примечание. Когда ассистент надевает защитный колпачок на карпульную иглу после инъекции анестетика, ему необходимо быть максимально внимательным, не спешить, чтобы не нанести себе травму — укол иглой. Следует помнить, что игла может быть инфицирована.

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подача инструментов и материалов»

Ассистент:

  • несвоевременно, с опозданием подает врачу необходимый инструмент или материал, так как не знает или не понимает, что понадобится врачу в следующий момент;
  • не владеет техникой замешивания цементов, слепочных масс (при ручном смешивании стоматологических цементов и слепочных масс необходимо строго учитывать соотношение компонентов, определенное производителем, время замешивания и однородность полученного материала);
  • подает врачу инструменты над лицом или головой пациента — есть опасность нанести пациенту травму и напугать его;
  • передача инструмента происходит в поле зрения пациента, что вызывает у него психологическое напряжение;
  • спешит или резок в движениях с инструментами — есть опасность нанесения травмы пациенту или врачу;
  • не озвучивает название анестетика, материала, инструмента для врача — может произойти ошибка, поэтому врач вынужден перепроверять ассистента, задавая вопросы.

Врач:

  • сам берет необходимые инструменты из кассеты (лотка), не полагаясь на свое­временную помощь ассистента или не доверяя ему;
  • не вербализует просьбу для ассистента подать необходимое, полагаясь на его сообразительность, в результате процесс лечения замедляется, доктор начинает нервничать.

Отличие стоматолога-терапевта от медиков смежных специальностей

В чем же отличие врача стоматолога от врача стоматолога-терапевта? Стоматолог — это общее название для всех докторов, которые оказывают помощь, связанную с заболеваниями ротовой полости. Основная работа терапевта связана с реставрацией зубов и лечением патологий десен. Если же необходимо провести хирургическое вмешательство, восстановить правильное положение резцов и моляров в зубном ряду или выполнить протезирование, пациент направляется к другому доктору.

Имеется существенное отличие зубного врача от стоматолога-терапевта. Зубной доктор проходит обучение на базе колледжа и получает базовые знания в сфере стоматологии. Такой медик может проводить лишь первичный осмотр, лечение простых заболеваний десен, постановку пломбы на зуб при начальной стадии кариеса. Также зубной доктор может провести беседу с пациентом относительно правильной гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний. Если молодой специалист выявляет заболевания, не входящие в его компетенцию, он направляет пациента к стоматологу-терапевту.

Установка света лампы в начале лечения

Примечание. Лампа стоматологической установки — устройство для освещения операционного поля в полости рта пациента. Интенсивность излучения светильника современных установок — более 20 000 Люкс. Имеется регулятор интенсивности светового потока.

Ассистент включает и направляет свет лампы стоматологической установки, учитывая:

  • удобно ли будет работать врачу;
  • комфортно ли будет пациенту.

Действия ассистента:

  • перед включением лампы предлагает пациенту светозащитные очки,
  • лампа сначала направляется на область живота пациента,
  • затем включается свет лампы,
  • свет лампы перемещается в район нижней трети лица.

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Установка света лампы в начале лечения»

Ассистент:

  • не предлагает светозащитные очки пациенту перед лечением;
  • рано, за несколько минут до начала осмотра, включает свет лампы;
  • неправильно устанавливает свет лампы — либо он бьет в глаза пациенту, либо направлен мимо рабочей зоны врача в полости рта пациента (врач вынужден менять положение лампы);
  • забывает опускать кронштейн установки с лампой вниз, вынуждая врача вставать со стула, чтобы установить свет лампы в нужном положении.

Врач:

  • не предлагает светозащитные очки пациенту перед лечением, если этого не сделал ассистент;
  • не дожидаясь помощи ассистента, сам опускает вниз кронштейн установки с лампой;
  • сам выставляет положение лампы относительно нижней или верхней челюсти пациента.

Заболевания, которые лечит терапевт

Если наблюдаются боли в ротовой полости, визит к врачу стоматологу-терапевту нельзя откладывать. Хороший специалист проведет быстрое и безболезненное лечение зубов, будет препятствовать развитию осложнений.

Кариес

Если с начальной стадией недуга легко справится зубной врач, то при запущенной стадии патологического процесса не обойтись без помощи стоматолога-терапевта. Доктор удаляет разрушенные ткани зуба, дезинфицирует пораженную область, а также создает условия для надежной фиксации пломбы. Реставрация подразумевает восстановление целостности и функциональности резца или моляра.

Пульпит

Это заболевание развивается, как следствие запущенного кариеса при несвоевременно оказанной медицинской помощи. Разрушительный процесс достигает мягкой ткани зуба. Должностные обязанности врача стоматолога-терапевта подразумевают лечение недуга в несколько этапов. В первую очередь специалист вскрывает полость зуба для получения доступа к пораженному нерву. Далее накладывается паста, «умерщвляющая» пульпу. Через несколько дней стоматолог удаляет нерв, тщательно прочищает каналы с использованием антисептика и выполняет пломбирование.

Патологии слизистой оболочки полости рта

К этой категории относят такие патологические процессы, как стоматит, хейлит, гингивит, глоссит, периодонтит. Отчет врача-стоматолога терапевта обязательно содержит описание выбранного метода лечения, в соответствии с причинами заболевания. Терапия патологий неинфекционного характера проводится с использованием антисептических растворов и мазей.

Если заболевание вызвано патогенной микрофлорой, медик может назначить антибиотики, противовирусные или противогрибковые препараты. Дополнительно специалист назначает физиотерапевтические процедуры для быстрого восстановления пораженной слизистой.

Убрать

Ассистент убирает:

  • в полости рта пациента: валики, шарики, ретракционные нити, осколки, крошки;
  • загрязнения с лица и очков пациента;
  • загрязнения с рабочих инструментов;
  • отодвигает подлокотник и столик стоматологической установки по окончании лечения; инструментарий в кассету со столика стоматологической установки.

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Убрать»

Ассистент:

  • ждет, пока врач напомнит ему помочь убрать из полости рта пациента шарики, валики, ретракционные нити, осколки твердых тканей зуба, крошки пломбировочного материала, загрязнения с очков пациента и зеркала врача во время лечения;
  • не замечает загрязнений на лице пациента, оставшихся после лечения, гигиенической чистки, снятия оттисков;
  • не предупреждает пациента о том, что будет убирать что-либо с его лица, и делает это неожиданно для пациента;
  • в необходимых случаях не комментирует свои действия для врача и пациента.

Врач:

  • действует за ассистента, убирая из полости рта пациента шарики, валики, ретракционные нити, осколки твердых тканей зуба, крошки пломбировочного материала, загрязнения с очков пациента и инструментов врача;
  • не напоминает ассистенту о необходимости конкретных действий, когда он не выполняет свои обязанности.

Когда нужно обращаться к стоматологу терапевту

Обязанности врача стоматолога-терапевта

Нельзя откладывать визит к стоматологу, когда в ротовой полости наблюдаются следующие симптомы:

  • кровоточивость десен;
  • высыпания на языке и внутренней поверхности щек;
  • острая или тянущая зубная боль;
  • неприятный запах изо рта;
  • потемнение эмали резцов и моляров;
  • изменение формы зуба.

Врач стоматолог-терапевт нужен также для проведения регулярных профилактических осмотров. Посещать специалиста необходимо два раза в год, даже если нет никаких неприятных симптомов.

Следить

Ассистент следит на протяжении лечебного приема:

  • за временем начала и окончания приема;
  • за состоянием пациента;
  • за скоростью действий доктора;
  • за временем при проведении отдельных манипуляций: нанесение ортофосфорной кислоты, фтористого геля, снятие оттисков, проведение процедуры отбеливания и т. д.;
  • за наличием необходимого — материалов, инструментов, шариков-валиков на столике стоматологической установки;
  • за чистотой стоматологических инструментов врача (марлевым шариком удаляет следы загрязнения со стоматологического зеркала, штопфера, гладилки и т. д.);
  • за своими действиями: «все ли делаю, как надо», «успеваю ли помогать врачу», «не мешаю ли ему», «не беспокою ли пациента своими действиями».

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Следить»

Ассистент:

  • не обращает внимания на самочувствие пациента во время лечения, потому что не успевает этого делать либо не видит признаков его физического дискомфорта;
  • ждет напоминаний врача относительно подготовки того, что необходимо для последующего этапа лечения;
  • ждет напоминаний врача следить за временем выполнения манипуляции;
  • ждет указаний привести в порядок стоматологические инструменты, столик;
  • не отслеживает свои действия, чтобы проверить их правильность, направленность, скорость, синхронизированную с действиями доктора.

Врач:

  • полностью берет на себя контроль за самочувствием пациента, не доверяя ассис­тенту или не считая нужным включить его во взаимодействие с пациентом.

Вопросы для самопроверки

  1. Что включает в себя понятие «согласованность действий врача и ассистента»?
  2. Что переживает пациент и какие выводы делает, наблюдая согласованные действия врача и ассистента во время лечения?
  3. Находите ли вы уместным в присутствии пациента докладывать врачу перед началом лечения о том, что все готово к приему?
  4. Почему врач сам экипирует себя перед началом лечения?
  5. Что, как и в какой последовательности делают врач и ассистент в ходе экипировки перед началом лечения пациента?
  6. В чем особенность помощи хирургу при надевании перчаток?
  7. Когда надо дезинфицировать перчатки врача в ходе приема?
  8. Почему врачу и ассистенту надо правильно занять свою рабочую зону?
  9. Какова последовательность действий при установке и включении света лампы стоматологической установки перед началом лечения?
  10. Когда ассистент должен выключать свет лампы стоматологической установки в процессе лечения?
  11. Что в ходе лечения ассистент подает в руки врача? Когда он должен озвучивать то, что он подает врачу?
  12. Какие самые грубые ошибки допускают ассистенты при подаче инструментов врачу?
  13. Что заменяет ассистент в процессе терапевтического приема?
  14. Что может доставить физический и психологический дискомфорт пациенту при «заменах»?
  15. Какие режимы каких приборов регулирует ассистент в процессе лечения?
  16. Какие действия ассистента в работе с пылесосом и слюноотсосом могут травмировать пациента и как?
  17. Какие ошибки ассистента наносят вред ему самому, когда он работает полимеризационной лампой в полости рта пациента?
  18. За чем следит ассистент в процессе лечебного приема?
  19. Какими своими действиями ассистент мешает работе врача с пациентом?
  20. Почему ассистент не думает о том, как и когда он мешает работе врача?

Признаки хорошего специалиста

Стоматологи-терапевты принимают пациентов в тысячах специализированных клиник. Чтобы правильно сделать выбор, следует знать, каким критериям должен отвечать хороший специалист:

  • положительная профессиональная репутация и наличие хороших отзывов от пациентов;
  • большой практический опыт;
  • доброжелательное отношение к больным.
  • наличие профильного медицинского образования, подтвержденного дипломом;
  • сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации.

Стремление повышать свой профессионализм, изучение новых методов лечения заболеваний ротовой полости, а также индивидуальный подход к каждому пациенту — это то, что делает врача стоматолога-терапевта хорошим специалистом.

Занятие рабочей зоны

Пять причин находиться врачу и ассис­тенту в своей рабочей зоне:

  • обоим удобно работать в полости рта пациента;
  • удобно передавать инструменты;
  • снижается утомляемость;
  • снижается риск профессиональных заболеваний, вызванных перенапряжением костно-мышечной системы (заболевания опорно-двигательного аппарата, периферических нервов, кровеносных сосудов);
  • пациенту удобно лежать в кресле.

Врач располагается в зоне «8—12 часов» абстрактного циферблата (условная линия с 12 на 6 часов проходит от головы к ногам пациента, лежащего в кресле), что дает:

  • обзор операционного поля;
  • возможность принимать и отдавать инструменты ассистенту.

Ассистент располагается в зоне «2—5 часов» абстрактного циферблата, что дает:

  • возможность брать и передавать инструменты врачу;
  • отслеживать состояния пациента.

Зона передачи инструментов проходит в зоне «5—8 часов» абстрактного циферблата, что позволяет:

  • обеспечить безопасность пациента и демонстрировать ему слаженность действий врача и ассистента.

Пациента надо уложить в кресле с таким расчетом, чтобы удобно было работать врачу и ассистенту и чтобы максимально было удобно самому пациенту.

При нахождении удобной для пациента позы расположения в стоматологическом кресле нужно:

  1. проверить вопросом «Удобно ли вам?»;
  2. спросить о желании подложить под голову подушку;
  3. предложить надеть светозащитные очки;
  4. предложить лечится с накусочной резинкой;
  5. принять во внимание данные о здоровье пациента (например, наличие соматических заболеваний с хроническим течением — гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония, сердечная недостаточность, бронхиальная астма и др., а также беременность, пожилой возраст, излишний вес);
  6. установить подголовник с учетом роста и осанки пациента.

Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Занятие рабочей зоны»

Ассистент:

  • не поправляет подголовник кресла для удобства пациента;
  • не умеет (не считает нужным) удобно поставить подголовник с учетом осанки и роста пациента;
  • не озвучивает свои действия, чтобы показать адресное отношение к пациенту: «Сергей Петрович, разрешите, я поправлю вам подголовник»;
  • не интересуется у пациента, удобно ли ему.

Врач:

  • сам поправляет подголовник кресла для удобства пациента (это задача ассистента);
  • не выясняет у пациента, удобно ли ему в кресле;
  • устанавливает наклон кресла без учета данных о здоровье пациента;
  • занимает зону для работы в районе «10—14 часов» абстрактного циферблата, тесня тем самым ассистента;
  • высоко поднимает кресло, не принимая во внимание удобство для ассистента, которому приходится работать стоя.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]